Кафе в музее. 5 шагов от идей до открытия

В начале 2019 года кафе работали в 14 музеях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы (на 19 площадках). Руководители еще 12 музеев задумывались о создании кафе. При этом в 22 музеях (38 площадок) создание кафе не планируется. В ряде случаев для этого есть объективные причины и ограничения. Например, некоторые музеи расположены в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, помещения которых невозможно приспособить под кафе. В небольших музеях иногда площади для создания кафе отсутствуют как таковые.

Однако нередко препятствием для открытия кафе становится убеждение, что общепит будет составлять «нездоровую» конкуренцию музейному продукту. Сегодня музей находится в состоянии жесткой конкуренции за посетителя с торгово-развлекательными центрами, кинотеатрами, парками аттракционов и тому подобными рекреационными площадками. Единственно возможным ответом музеев на эти вызовы времени является создание сервисов, находящихся на высоте и отвечающих всем современным требованиям. Кроме того, важно понимать, что в такой ситуации выигрывает тот, кто нашел свой нетрадиционный, нестандартный подход.
Музеи постепенно приходят к пониманию того, что в странах с развитой туристической инфраструктурой сувенирные магазины и кафе являются неотъемлемой частью «культурного предложения», которое ожидает получить посетитель – потребитель музейных услуг.
И дело не только в обслуживании посетителей. Кафе может стать продолжением экспозиции. Концептуальный общепит является современным трендом развития музеев. Тем не менее, прежде чем переходить к проектированию музейного кафе, более того, любого, даже самого скромного, музейного общепита, нужно понимать, какие административные задачи стоят перед музеем и какие подводные камни ждут его на этом пути. Данную тему мы попытаемся максимально подробно разобрать в предлагаемой вам брошюре.