История русского театра из-за кулис. Рассказываем про выставку, которая завершает Год театра

16-12-2019

В «Новом Манеже» проходит крупнейшая выставка уходящего Года театра, приуроченная к 125-летию Театрального музея им. А.А. Бахрушина. В экспозиции представлены макеты декораций и театральных зданий, эскизы, костюмы, афиши спектаклей, фотографии и плакаты.

История русского театра из-за кулис. Рассказываем про выставку, которая завершает Год театра

Коллекция, собранная Бахрушинским музеем, делит пространство пополам: с одной стороны — четыре века театра в узких стеллажах и за сетчатой решеткой, с другой — огромный театральный фасад и жизнь «под стеклом».

Об истории русского театра длиной в 400 лет и ее главных вехах рассказывает художник выставки и один из ее кураторов Вера Мартынов.

Вся жизнь — в Манеже

1 из 4
Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)

Коридоры выставки одновременно напоминают закулисье театра и музейные лабиринты хранилищ. Здесь можно увидеть фарфоровых кукол, голубей из пенопласта, свернутый задник весом в тонну, пыльный кораблик и одноногого «оловянного» солдатика из дерева. Для художника Веры Мартынов было важно оставить зрителю свободу интерпретации, поэтому эта выставка — конструктор, где можно собрать свою историю.

Композиция построена по хронологическому принципу: основной зал начинается с театра 90-х годов XX века и уводит вглубь — в век XVII. Реквизит, мебель из театральных запасников, костюмы, фон для эскизов сценографии — это первый слой, второй слой — сами эскизы.

«Часть предметов, представленных здесь, — из музеев, часть — из театров, — объясняет Вера Мартынов. — И непонятно, когда вот эти персонажи на полочках попадут из театра в музей. Для меня неочевидна грань между предметами «высокого статуса» и «низкого». Все зависит от их качества и уместности. На выставке они все вместе, но в разных сочетаниях, как в театре. Можно поставить гору бутафорского салата в обувной ряд или выстроить шляпы на стеллаже и поместить между ними корону российской империи. В театре можно все, поэтому и здесь тоже. Мы не придумывали ни вещи, ни композиции из них, а брали их такими, какими нашли в театрах. Замысел в том, что в пространстве выставки соединяются два противоречивых мира: музей с его чёткой классификацией и театр с его хаосом и абсурдом, временностью. А дальше — дело техники».

Бахрушинский музей собрал коллекцию из более чем двух тысяч театральных экспонатов из музеев и театров России и рассказал в пространстве «Нового Манежа» свою историю отечественного театра.

Крепостной театр

Частный домашний театр появился в России в конце XVII века во времена крепостного права, за что и был назван историками «крепостным». К середине XVIII столетия на территории империи насчитывалось около двухсот домашних театров — городских и усадебных. Помещики на собственные средства организовывали в домах или арендованных помещениях сцену со зрительным залом, где выступали актеры из числа крепостных. В труппу отбирали наиболее способных, и профессиональные артисты и музыканты обучали подневольных коллег театральному мастерству.

Зал крепостного театра. Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)
Зал крепостного театра. Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)

Художественным руководителем такого театра был владелец — он сам выбирал репертуар, распределял роли и даже иногда размещал зрителей в зале по собственному усмотрению. Домашние театры сначала устраивались только в городских усадьбах Москвы и Санкт-Петербурга, но вскоре они стали сезонно переезжать: зимой — в город, а летом — в загородное имение.

Шереметевский театр

Одним из самых знаменитых театров того времени был театр графов Шереметевых. Основателем домашнего театра в усадьбе Кусково стал Петр Шереметев, однако известность кусковская труппа получила под руководством его сына Николая. Младший Шереметев хорошо разбирался в театральном искусстве и усердно работал над совершенствованием крепостного театра. Николай приглашал для своих актеров профессиональных педагогов, не жалел средств на дорогие костюмы и декорации к спектаклям.

В театре Шереметева была традиция — артисты получали сценические имена в честь драгоценных камней. Так в труппу входили Татьяна Шлыкова-Гранатова, Анна Буянова-Изумрудова, Кузьма Деулин-Сердоликов. Звездой и ведущей актрисой шереметевского театра была Прасковья Ковалева-Жемчугова, позже ставшая женой Николая и графиней Шереметевой. Самый известный портрет примы, автором которого стал крепостной художник Николай Аргунов, представлен на выставке в зале, посвященном крепостному театру. Здесь можно увидеть и макеты самих театров, и части реквизита, и портреты крепостных актеров.

1 из 2
Портрет Прасковьи Жемчуговой. Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)

Императорский театр

Днем рождения национального профессионального театра считается 30 августа 1756 года — Елизавета Петровна подписала указ «учредить Русский для представления трагедий и комедий театр». С этого момента в России официально появилась структура Императорских или придворных театров, куда вошли все театры, находившиеся в ведении царского двора и существовавшие за счет казны.

Неофициальная же история императорского театра началась почти на сто лет раньше — в 1672 году при Алексее Михайловиче был создан царский театр. Первый спектакль состоялся 17 октября в «комедийной хоромине» — деревянном здании со сценой и лавками для зрителей. В представлениях участвовали как русские актеры, так и иноземцы. Все артисты проходили подготовку в театральной школе в Немецкой слободе. Первый придворный театр просуществовал недолго, всего 4 года, и был закрыт после смерти Алексея Михайловича.

Петровский театр

При Петре I театр превратился в орудие пропаганды и агитации — император хотел использовать театр как трибуну для оглашения и пояснения своих реформ. По его приказу в 1702 году на Красной площади построили первый платный общедоступный театр, в котором играла немецкая труппа под управлением Иоганна Кунста. Актеры Кунста открыли и театральную школу, где русских артистов обучали сценическому искусству. В спектаклях принимали участие в основном немцы, чью речь зрители не всегда понимали, поэтому в 1706 году театр закрыли.

Вторая попытка создать театр уже в Петербурге тоже не удалась — Петр I так и не смог открыть постоянный публичный театр. Общедоступный театр почти через 40 лет основала его дочь — императрица Елизавета Петровна.

Позже, при Екатерине II появилась Дирекция Императорских театров, отвечающая за все театры страны. Постепенно в России сформировался профессиональный театр и в XIX веке ему оставалось только совершенствоваться и развиваться.

Театральный раскол

В начале XIX века русский театр разделился на несколько направлений — теперь драматическая труппа выступала отдельно от оперно-балетной. Результатом такого «раскола» стало появление в 1824 году Малого и Большого театров.

Восстание декабристов сильно отразилось на характере репертуара — ужесточенная цензура запретила постановку «Горя от ума» Грибоедова, «Бориса Годунова» Пушкина и «Маскарада» Лермонтова. Основную часть спектаклей того времени составляли монархические пьесы и водевили.

Все изменилось с появлением в театральном пространстве Александра Островского. Его драматургия предполагала наличие у актеров таланта, высокого мастерства, серьезной работы со словом. Островский тесно сотрудничал с Малым театром, а его пьесы серьезно разбавили национальный театральный репертуар.

Театр 19 века в лицах. Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)
Театр 19 века в лицах. Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)

Расцвет российского театра пришелся на рубеж XIX — XX веков. Наследие Серебряного века дало драматическому театру не только огромный выбор произведений для постановки, но и возможность развиваться в разных направлениях, не ограничивая себя рамками одного жанра.

МХТ и авангард

1 из 4
Период авангарда в театре. Фото - МОСГОРТУР (Антон Усанов)

Завершился XIX век грандиозным событием — Станиславский и Немирович-Данченко в 1898 году создали Художественный общедоступный театр, который через три года был переименован в МХТ. Появился режиссерский театр, который повлек за собой формирование новых режиссерских систем. Это был золотой век театральных художников — на становление театра повлияли и «левые», и «мирискусники» и авангардисты.

К зоне авангарда на выставке ведёт коридор 1930-х годов.

1 из 3
Тот самый коридор с коврами: слева - афиши, справа - дело Мейерхольда. Фото - МОСГОРТУР (Антон Уснов)
«В этот период в стране шуметь было нельзя, поэтому звук шагов скрадывают мягкие ковры: одна дорожка — из Кремля, другие — из театральных коридоров, — объясняет художник выставки. — Подобные дорожки лежат за каждой сценой, чтобы за кулисами было тихо. Мне больно думать об этом периоде, но в то же время радостно на него смотреть — взрыв, который произошел в то время в искусстве, в культуре, в науке был невероятно мощным. А то, что потом случилось, это больно и страшно».

На одной стене коридора — театральные афиши 1930-х годов, напротив — парочка бутафорских вещей и дело Мейерхольда. Летом 1939 года театрального режиссера Всеволода Мейерхольда арестовали по подозрению в шпионаже. После жестоких допросов и пыток он подписал все нужные показания, и в феврале 1940 года был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. Все материалы дела можно прочитать на выставке. В конце коридора висит самый «жесткий» для куратора выставки предмет —половинка листа писчей бумаги, на которой какая-то секретарша набрала приговор о расстреле Мейерхольда.

«Мы говорим об этом просто, как об одном событии из большой истории — человек был расстрелян, спустя полгода пыток — а эта боль до сих пор не прожита нашей страной».

Послевоенный театр и «оттепель»

После Великой Отечественной войны искусство попало под жесткий диктат партийного руководства. В театре доминировала парадность, на сцене создавалась параллельная реальность, не имевшая ничего общего с действительностью. Театры теряли своих актеров, а вместе с ними и популярность. Перелом в театральном искусстве наступил после XX съезда ЦК КПСС, где был развенчан культ личности Сталина — на первый план вышел интерес к простому человеку и его жизни.

В период «оттепели» самые сильные труппы были у московских «Современника» и «Таганки» и ленинградского БДТ. Последний и вовсе считался театральной Меккой, куда на каждую премьеру съезжались и профессионалы, и любители.

Новое театральное пространство

Вместе со страной в 90-е годы XX века на отдельные государства распалось и театральное пространство. Перед театрами встала задача зарабатывать деньги — так появилось понятие коммерческого спектакля, в репертуаре обосновалась антреприза. В это время в театре господствовал развлекательный жанр, ставили первые мюзиклы.

Параллельно со сближением с масскультом, отечественный театр выходил в мировое культурное пространство — российские и международные фестивали («Золотая маска», Чеховский фестиваль, фестиваль «NET»), гастроли зарубежных театров. Развивалась «новая драма», когда новое поколение режиссеров, драматургов и актеров осваивало реалии нового общества, появился документальный театр.

"Золотая маска". Фото - Антон Усанов (МОСГОРТУР)
"Золотая маска". Фото - Антон Усанов (МОСГОРТУР)
«Театр — это не какая-то романтическая фантазия, где мы, сидя в креслах, на удобном расстоянии наслаждаемся игрой света и тени в огромной чёрной дыре сцены, энергией артиста и общим ходом истории, — говорит Вера Мартынов. — Если зайти на сцену, там пахнет пылью, краской, потом. Это не всегда красиво, но это по-настоящему.
На выставке нет ничего придуманного, это чистая документалистика. Например, эти решетки и сетки я подсмотрела в музейных хранилищах. А за решетками — то, как предметы хранятся на стеллажах мебельного, бутафорского и других складов российских театров. Так выглядит изнанка театра. Для меня это привычная среда и мне хотелось поделиться той атмосферой, в которой создаётся театр».

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

У вас остались вопросы?

Оставьте ваш номер телефона и наши коллеги свяжутся с вами и помогут разобраться с вопросом, а так же расскажут самые полезные новости.

Подписаться на рассылку

Присылаем раз в неделю в мессенджер или на почту подборку мероприятий по выбранным критериям. Подпишитесь, чтобы быть в курсе эксклюзивных событий для москвичей.

Мы в социальных сетях!

Вы всегда можете связаться с нами в соц сетях и узнать самые новые новости.