Музеи-кинозвезды: где снимались известные блокбастеры?

19-01-2021

Лувр, Метрополитен, Эрмитаж и другие музеи, ставшие героями мелодрам, боевиков и комедий.

Музеи-кинозвезды: где снимались известные блокбастеры?

Музеи не так часто предоставляют свои выставочные площади для киносъемок — в основном, в целях сохранности ценных экспонатов.

Например, в 1970 году при создании фильма «Возвращение святого Луки», снятого на основе реальной истории кражи картины Франса Халса из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в кадре появляются лишь условные декорации. Говорят, директор специально хлопотала об этом в Министерстве культуры, желая избежать компрометации. В стенах вымышленного музея снят и легендарный «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером О’Тулом.

Однако, сотрудничество с киностудиями сулит музеям большую выгоду. Необъятные возможности маркетинга открыл для себя Американский музей естественной истории в 2006 году, пустивший в свои залы съемочную группу «Ночи в музее», тем самым заполучив себе новых посетителей. Его примеру последовал лондонский Музей естествознания, разрешивший съемки «Приключений Паддингтона». Для многих детей и подростков этот фильм стал в некотором роде путеводителем по музею, где они еще не бывали, но куда захотели попасть во что бы то ни стало.

Кадр из фильма «Как украсть миллион». 1966. Фото: Twentieth Century-Fox Film Corporation
Кадр из фильма «Как украсть миллион». 1966. Фото: Twentieth Century-Fox Film Corporation

Вспомним еще несколько мировых музеев, ставших героями известных игровых кинолент.

Эрмитаж

Кадр из фильма «Взятие Зимнего дворца» (слева отретушированная версия). 1920. Фото: schwingen.net
Кадр из фильма «Взятие Зимнего дворца» (слева отретушированная версия). 1920. Фото: schwingen.net

Нередко музеи располагаются в знаковых зданиях, и тогда объектив кинокамеры интересует не музей как учреждение, а собственно памятник архитектуры. Хрестоматийным примером может послужить Эрмитаж, он же Зимний дворец. Именно с него (а также с Потемкинской лестницы в Одессе) и начинается история советского кинематографа вообще. Речь идет о «Взятии Зимнего дворца» 1920 года (реж. Константин Державин).

Как музей, правда, Зимний тогда не функционировал, значась бывшей резиденцией свергнутых Романовых, и потому массовка спала на ампирных диванах и резала хлеб на малахитовых столах. А вот когда в 1937 году Михаил Ромм снимал «Ленин в Октябре», в Зимний его уже не пустили — интерьеры пришлось строить на «Мосфильме». Но бывают такие исторические фильмы, где студийными декорациями явно не обойдешься. Самый известный из эрмитажных — «Русский ковчег» (2001) Александра Сокурова, где перед двумя визитерами, путешественниками во времени, вереницей проходят персонажи 300-летней истории России. На фоне тех самых легендарных стен.

Лувр

Кадр из фильма «Посторонние». 1964. Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Посторонние». 1964. Фото: Columbia Pictures

«Музей музеев» (там же «Джоконда»!) попадает на экраны часто — как символ Парижа или олицетворение искусства.

В историю кинематографа вошла сцена из черно-белого фильма Жан-Люка Годара «Посторонние» (1964), в которой главные герои пробегают по залам музея, шокируя охранников.
Эта сцена была снята «контрабандой»: Лувр не был предупрежден — охранники настоящие, и их реакция на бег актеров — неподдельная.
Значительно позже, в 2003 году, Бернардо Бертолуччи воспроизводит легендарную сцену бега в своих «Мечтателях» — только уже в цвете.

В 2003 году Дэн Браун написал роман «Код да Винчи», который стал бестселлером — его практически сразу экранизировали. Несколько важнейших сцен книги разворачиваются в Лувре, но музей сначала категорически отказался открывать свои двери для кинематографистов.
В итоге съемки санкционировало французское министерство культуры. После премьеры Лувр приобрел дополнительную привлекательность, и посещаемость подскочила. Любопытно, что частные экскурсоводы стали водить своих клиентов по маршрутам из книги («вот здесь было найдено мертвое голое тело куратора!»), а официальные гиды ее игнорировали. Однако со временем музей смирился и создал полуторачасовой тур по книге The Da Vinci Code, Between Fiction and Fact.

Кадр из фильма «Чудо-женщина». 2017. Фото: Warner Bros. Pictures
Кадр из фильма «Чудо-женщина». 2017. Фото: Warner Bros. Pictures

Коллекция «луврских» фильмов продолжает пополняться. Из самых свежих — «Чудо-женщина», главная героиня которого работает в Лувре в департаменте древностей экспертом по антикам.

Музей истории искусства, Вена

Кадр из фильма «Музейные часы». 2012. Фото: Gravity Hill Films
Кадр из фильма «Музейные часы». 2012. Фото: Gravity Hill Films

А вот знаменитый венский музей не попадает на экраны практически никогда (наверное, потому что кинематографистов в столице Австрии тусуется меньше, чем в Париже).

Чуть ли не единственный фильм — «Музейные часы» (2012) режиссера Джема Коэна. «Самый известный музей Вены выступает в фильме не как архаичное хранилище исторических артефактов, но как некий таинственный перекресток, где герои исследуют собственную жизнь, город и то, как искусство отражает мир», - говорит нам Кинопоиск.

Другой венский музей — Галерею Бельведер — можно увидеть в драме «Женщина в золоте» (2015) об истории «Портрета Адели Блох-Бауэр» Густава Климта.

Метрополитен-музей

Кадр из фильма «Афера Томаса Крауна». 1999. Фото: MGM
Кадр из фильма «Афера Томаса Крауна». 1999. Фото: MGM

Самая популярная музейная локация в американском кино!
Не счесть романтических комедий, где Met служит фоном для общения влюбленной парочки, — тут и «Манхэттен» (1979) Вуди Аллена, и «Правила съема: метод Хитча» (2005) с Уиллом Смитом.

Тоже романтика, но с криминальным уклоном и большой долей музейного хронометража — «Афера Томаса Крауна» (1999) с Пирсом Броснаном и Рене Руссо, а из последних — «Восемь подруг Оушена» (2018) с Сандрой Баллок.

Интересно, что музей стал пускать съемочные группы совсем недавно. Легендарный бал Met Gala с участием Сандры Баллок и других актрис снимали 10 ночей подряд, а вот команде «Аферы Томаса Крауна» 20 лет назад наотрез отказали. Для съемок тогда пришлось строить декорации в студии, а также искать похожие интерьеры в других нью-йоркских зданиях. И это не единственный случай. В «Бритве» (1980) Брайана Де Пальмы роль Метрополитен-музея сыграл Художественный музей Филадельфии.

Белый дом

Кадр из фильма «Штурм Белого дома». 2013. Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Штурм Белого дома». 2013. Фото: Columbia Pictures

В 2013 году на экраны вышли два похожих фильма: «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером и «Штурм Белого дома» с Ченнингом Татумом и Джейми Фоксом.

В восприятии сценариста первой ленты Белый дом — обычное здание, пусть и старое, и с колоннами, потому в сюжете функционирует как небоскреб из «Крепкого орешка» — стандартная полоса препятствий.

Для авторов «Штурма Белого дома» здание — архитектурный памятник, битком набитый историческими артефактами и произведениями искусства. В фильме показана не просто резиденция президента, а музей с несколькими постоянными экспозициями и сменными экспонатами. В месяц Белый дом в таком качестве принимает около 70–100 тыс. человек, и за них отвечает специальный департамент White House Visitors Office.

Одна из сюжетных линий в «Штурме Белого дома» — это история об экскурсионной группе с детьми, которую в здании застало нападение террористов. Важный второстепенный герой — храбрый гид-экскурсовод. Кажется, это чуть ли не единственный в мире боевик, где есть героический экскурсовод, вступающий в единоборство с вооруженным преступником! Сценарист тщательно прописывает, что террорист заслужил безусловную кару, недаром гид просил его быть поаккуратнее: «Это не просто здание — это живая история. Это ведь была китайская ваза XVI века, подарок королевы Елизаветы II!».

Музей Гуггенхайма

Кадр из фильма «Три дня Кондора». 1975. Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Три дня Кондора». 1975. Фото: Paramount Pictures

Здание Музея Соломона Гуггенхайма, построенное в конце 1950-х годов Фрэнком Ллойдом Райтом, в первую очередь приковывает внимание кинематографистов не потому, что оно музейное, а потому, что оно гениальное и футуристичное. Даже сейчас, через 60 лет после возведения, оно кажется пришельцем из будущего.

В 1997 году его использовали для съемок погони за инопланетянином в «Людях в черном». А шпионский триллер Сидни Поллока «Три дня кондора» (1975) использует спиралевидный интерьер музея для нагнетания чувства паники у преследуемого главного героя.

Кадр из фильма «Однажды в Риме». 2009. Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Однажды в Риме». 2009. Фото: Warner Bros.

В романтической фантастической комедии «Однажды в Риме» (2010) главная героиня, неудачно загадавшая желание и пытающаяся справиться с последствием случившегося чуда, работает в музее куратором. Обратите внимание на ее начальницу — директора музея в исполнении Анжелики Хьюстон. Интересно, кто был прототипом?

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте,чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

У вас остались вопросы?

Оставьте ваш номер телефона и наши коллеги свяжутся с вами и помогут разобраться с вопросом, а так же расскажут самые полезные новости.

Подписаться на рассылку

Присылаем раз в неделю в мессенджер или на почту подборку мероприятий по выбранным критериям. Подпишитесь, чтобы быть в курсе эксклюзивных событий для москвичей.

Мы в социальных сетях!

Вы всегда можете связаться с нами в соц сетях и узнать самые новые новости.