Учебный день в музее

987

школ

29000

детей

19

музеев

Городской межведомственный образовательный проект "Учебный день в музее" реализуется по решению руководства Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы двумя операторами - специалистами ГАУК "МОСГОРТУР" и Городского методического центра (ГМЦ).

Цель проекта – использование образовательных ресурсов столичных музеев для углубления и расширения знаний учащихся всех образовательных организаций города Москвы по основной школьной программе.

Проект стартовал в декабре 2017 г. после решения Мэра Москвы С.С.Собянина о бесплатном посещении музеев для московских школьников. Это позволило объединить музейные уроки по разным предметом школьной программы, ранее разработанные музейными специалистами совместно с учителями и методистами, в полноценные учебные дни (3-5 уроков) и включить их в школьное расписание.

Механизм работы проекта: Уроки в рамках учебного дня в музее проводят учителя-предметники, в помощь которым на сайте Городского методического центра (https://museumday.mosmetod.ru/) можно скачать универсальный конструктор учебно-методических материалов, которые полностью соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам и включают исследовательские задания для работы в музейных экспозициях, тексты для педагогов и учащихся, примерные сценарии уроков, полезные ссылки.

Учебный день в музее - это не просто несколько уроков, а яркое событие, позволяющее устанавливать межпредметные связи и развивать метапредметные навыки обучающихся.

В 2019/2020 учебном году свои экспозиции для всех школьных возрастов – начальной, средней, старшей школы – открыли 19 столичных музеев:

Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева

Государственный музей обороны Москвы

Государственный музей А.С.Пушкина и его филиал Музей В.Л.Пушкина

Московский государственный зоологический парк

Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей- заповедник" (Коломенское)

Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей- заповедник "Царицыно"

Мемориальный музей космонавтики

Государственный Дарвиновский музей

Музей А.Н.Скрябина

Музей М.И.Цветаевой

Музей-библиотека "Дом Гоголя"

Галерея И.С.Глазунова

Государственный музей-культурный центр "Интеграция" имени Н.А. Островского и его филиал Музей-квартира И.Сытина

Музей М.Булгакова

Государственный центральный музей кино

Музей магистрального транспорта газа

В 2019/2020 учебном году в проекте приняли участие 303 образовательных организаций, 61 228 учащихся средних школ и колледжей.

Актуальные тенденции развития проекта:

  • Устойчивый рост числа участников
  • Увеличение дней недели и количества групп школьников, которые музеи принимают на учебный день
  • Рост количества уроков в рамках уже существующих учебных дней
  • Расширение охваченных проектом школьных возрастов
  • Рост количества уроков не только по гуманитарным, но и по естественнонаучным и точным дисциплинам
  • Публикация материалов уроков в библиотеке Московской электронной школы и развитие дистанционных образовательных программ

Запись школ на учебные дни осуществляется 2 раза в год (в декабре и августе) через личный кабинет школы на сайте Городского методического центра. На освободившееся время можно будет записаться в течение всего учебного года.

Проект «Урок в музее» позволяет:

УЧИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

  • Обогатить программу учебными ресурсами
  • Настроить межпредметные связи
  • Привить учащимся навыки проектной деятельности
  • Наладить сотрудничество между школами и музеями
  • Повысить профессиональные компетенции
  • Сформировать метапредметные и личностные результаты (по ФГОС)

Школьникам

  • Увеличить личную мотивация к обучению
  • Применять полученные знания и навыки в жизни
  • Анализировать и использовать различные типы источников
  • Сформировать способность к самообучению
  • Закрепить наглядно полученный в школе материал
  • Разнообразить процесс обучения

Учитель проводит занятия самостоятельно по материалам, которые подготовили музейные специалисты и методисты Городского методического центра

Учебный день в музее космонавтики — это увлекательное путешествие в мир космоса на уроказ английского, русского языков, математики, физики, информатики и других предметов для учеников 5, 7 и 9 классов

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции Музея космонавтики

Памятка для самостоятельного проведения уроков учителями

9-й класс

Физика. «Реактивное движение». Работая с экспонатами музея, на уроке физики школьники узнают об истории появления первых космических ракет, их строении, о том, какая ракета обеспечила опережающее развитие нашей космонавтики, а также имена учёных, инженеров и конструкторов, создававших и развивавших ракетно-космическое направление в России.

Математика. «Лунное сафари». На уроке математики учащиеся построят части маршрута аппарата «Луноход-1», повторят формулы нахождения длины вектора по координатам начала и конца, закрепят умение определять координаты точек.

Английский язык. «Утро космической эры». На уроке английского языка на примере музейных экспонатов зала «Утро космической эры», рассказывающих о запуске первого искусственного спутника Земли, первом полёте животных и человека в космос, обучающиеся изучат этапы развития отечественной космонавтики, расширят тематический и лексический запас.

7-й класс

Физика. «Давление газа в устройствах и механизмах». На занятии учащиеся познакомятся с разными типами космических скафандров, устройством системы жизнеобеспечения космического корабля «Восток», а также смогут ответить на вопрос: «Почему первый искусственный спутник Земли – круглый?»

Английский язык. «Утро космической эры». Во время урока учащиеся узнают о первых этапах освоения космоса, изучат новую лексику, научатся находить необходимую информацию в пространстве экспозиции с последующим её переводом в адекватные речевые формы на английском языке.

Русский язык. «Стили речи». Работая с текстами исторических документов, учащиеся познакомятся с различными стилями речи русского языка, научатся выделять их черты и особенности, а также попрактикуются в составлении собственных сообщений в различной стилистике.

6-й класс

Математика. "Отношения и пропорции".Проведение данного урока в зале «Международный космический парк» Мемориального музея космонавтики позволит раскрыть основные понятия, термины и правила работы с отношениями и пропорциями, используя при этом музейные предметы, а также дополнительно ознакомит обучающихся с устройством ракетной техники.

Естествознание. "Состояния вещества.Температура. Плотность. Кислород".Проведение данного урока в залах Музея космонавтики позволит понять, зачем изучать естественные науки, а также ознакомить участников урока с основами космонавтики.

География. "Географические координаты".Что такое географические координаты местности и для чего они нужны? На уроке «Географические координаты» в Музее космонавтики обучающиеся помогут космонавту, совершившему нештатную посадку, – определят его местоположение. Также в ходе выполнения заданий они узнают, где находятся космодромы и как впервые в истории осуществлялось дистанционное управление аппаратом «Луноход-1».

ИЗО "Космическое снаряжение. Гербы и эмблемы".Человек во все времена использовал определенные элементы одежды, окружал себя знаками и символами. Это актуально даже в космосе: на экипировке космонавтов и астронавтов размещаются эмблемы экипажей.

На уроке технологии в Музее космонавтики обучающиеся познакомятся со специальным космическим снаряжением и символикой. В результате творческой работы они разработают интересный музейный продукт – нарисуют эмблемы экипажей космических кораблей и скафандр будущего.

Французский язык. "На заре космической эры: в Музее космонавтики".На примере музейных экспонатов главного зала, рассказывающих о запуске первого искусственного спутника Земли, первом полете животных и человека в космос, обучающиеся изучают этапы развития отечественной космонавтики, расширяют тематический лексический запас. Урок французского языка интегрирован с предметами «Физика», «География», «История».

Продуктом урока является создание ленты времени «Первые этапы освоения космоса» на французском языке.

5-й класс

Физическая культура. «Физические нагрузки, питание и гигиена на орбитальной станции». На уроке по физической культуре учащиеся узнают, какие системы жизнеобеспечения нужны на борту космической станции для нормальной работы космонавтов, как невесомость влияет на здоровье человека и какими профилактическими средствами пользуются космонавты для снижения негативных факторов космического полета. В конце урока на основе полученных знаний учащиеся составят индивидуальный план улучшения своего здоровья.

Информатика. «Передача информации». На уроке информатики учащиеся узнают о типах источников и приёмников информации, различных каналах связи для её передачи. Закрепят полученные знания, изучая работу первого искусственного спутника Земли, кадры кинохроники старта Ю. А. Гагарина и полёт автоматических межпланетных станций «Луна-1» и «Луна-2».

Математика. «Типы прямолинейного движения». На уроке математики учащиеся познакомятся с видами прямолинейного движения, узнают прикладное значение формул вычисления пути, времени и скорости. Разберут понятие первой и второй космической скорости, решат реальные задачи, стоявшие перед отечественными инженерами на заре космической эры.

Литература. «Фантастическое и реальное в произведениях Кира Булычёва». Урок проводится в зале Музея космонавтики «Утро космической эры». Все задания учащиеся могут выполнять как индивидуально, так и в команде. В ходе урока ребята знакомятся с понятиями «фантастическое», «реальное», «фантастика», «приключение».

Русский язык. «Специальные слова. Профессионализмы. Термины». Урок проводится в зале Музея космонавтики «Утро космической эры». Все задания учащиеся могут выполнять как индивидуально, так и в команде. В ходе урока ребята знакомятся с понятиями «специальные слова», «профессионализмы», «термины».

География. «Современные исследования космоса». В ходе урока учащиеся познакомятся с этапами исследования космоса – от наблюдений древних учёных до запуска спутников с помощью ракет.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Учебный день в Дарвиновском музее для пятиклассников с возможностью пополнить портфолио новым проектом по биологии.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями
на экспозиции Государственного Дарвиновского музея

3-й класс

Изо. "Учимся рисовать животное"В ходе занятия обучающимся предстоит познакомиться с разнообразием животных, населяющих нашу планету, с местами их обитания; научиться делить рисунок на этапы, чтобы нарисовать животное. Урок нацелен на развитие моторики рабочей руки, а также на формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к животному миру. Итогом урока будет рисунок ежа или белки.

Русский язык и литературное чтение "Текст-описание"В ходе занятия обучающимся предстоит вспомнить изученные части речи, поработать с текстом-описанием, познакомиться с разнообразием животных, населяющих нашу планету. Урок нацелен на развитие у обучающихся самостоятельности в суждениях и поиске ответов на вопросы.

Окружающий мир "Разнообразие животных"В ходе занятия в зале «Зоогеография» обучающимся предстоит ближе познакомиться с разнообразными животными, населяющими нашу планету, больше узнать об их отличительных признаках, научиться основам классификации. Урок нацелен на формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к животному миру.

5-й класс

Биология. «Природные зоны Земли». Урок предусматривает выполнение мини-исследования или мини-проекта с помощью разработанной рабочей тетради на основе авторских мультимедийных презентаций или экспозиции Государственного Дарвиновского музея

Литература. «Сказки о животных». Урок по литературе для 5–6-х классов проводится в Государственном Дарвиновском музее, где обучающиеся знакомятся со сказками народов мира о животных. В ходе групповой работы в зале «Многообразие жизни на Земле» ученики получают возможность обобщить свои знания о сказках про животных, учатся работать с текстом сказки, выражать своё отношение к прочитанному, описывать сюжет и героев.

Французский язык. «Сказка – ложь, да в ней намёк». Урок посвящён изучению особенностей таких литературных жанров, как сказка, басня. Примеры сравнения особенностей характера и поведения человека и животных дают обучающимся ценностные ориентиры в различении понятий добра и зла, правды и лжи, простоты и хитрости, согласия и вражды; формируют эстетический вкус ребёнка; учат ассоциативному мышлению, восприятию образа.

Английский язык. «Животный мир Земли». Урок интегрирован с такими предметами, как «Биология», «География». Целью урока является формирование навыков самостоятельного построения учащимися новых фраз с использованием лексических единиц данной темы урока.

Рабочий лист к уроку английского языка [PDF] [DOCX]

10-й класс

Урок биологии «Научные предпосылки учения Ч. Дарвина». Обучающиеся, разделившись на команды, исследуют экспозицию, отвечают на вопросы рабочих листов, используя информацию в витринах, на планшетах, а также в справочном информационном киоске. Во время подведения итогов заполняется кроссворд по теме урока. В качестве продукта урока каждой из команд выполняется карта путешествия Ч. Дарвина на «Бигле».

Урок географии «На "Бигле" времени». «Бигль» совершил своё кругосветное путешествие больше века назад. Политическая карта мира претерпела с тех пор определённые изменения, которые предстоит определить в ходе урока в Дарвиновском музее. В качестве итога урока будет необходимо оказать помощь длинноносому крохалю.

Урок английского языка «Этапы познания живой природы». Человек издавна пытался понять природу окружающих его живых существ. Данный урок поможет получить информацию о том, как менялись представления людей о живой природе, начиная с древних времен и заканчивая современными теориями эволюции. В конце урока обучающимся предстоит написать письмо своему другу, ответив на его вопросы и рассказав об увиденном.

Урок обществознания «Человек и природа – конфликт или гармония?». Говоря о перспективах человечества в условиях техногенной цивилизации, многие исследователи склоняются к мысли, что перспективы эти весьма неоптимистичны. Казалось бы, к началу XXI века решены многие проблемы, от которых на протяжении веков и тысячелетий страдало человечество. Уровень материального благосостояния миллионов и десятков миллионов людей достиг таких высот, какие не снились даже королям и императорам в древности. Полноценно удовлетворяются основные материальные и духовные потребности, появились новые потребности, невозможные в условиях примитивных технологий прошлого. Вместе с тем возникли новые вызовы внешнего мира, которые поставили на грань уничтожения сам род человеческий. В ряду глобальных вызовов современности на первое место становятся экологические проблемы. Каков выход из создавшегося положения? На этот вопрос обучающимся предстоит ответить в Государственном Дарвиновском музее на уроке «Человек и природа – конфликт или гармония?». В результате коллективной творческой работы обучающихся получится интересный мультимедийный продукт – интерактивная компьютерная разработка «Человек и природа – конфликт или гармония?».

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Учебный день в музее "Коломенское" для десятиклассников посвящен истории медного бунта и деревянному зодчеству на Руси через призму точных и социальных предметов.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции «Московского государственного объединённого художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника» (территория «Коломенское»)

10-й класс

История. «Медный бунт» 1662 года и Коломенское». На уроке школьники получат возможность реконструировать основные события в Коломенском, связанные с восстанием 1662 года и финансовой политикой государства в 50–60 гг. XVII века.

Математика. «Многогранники в русском деревянном зодчестве». Данный урок предполагает проведение всего занятия на территории Музея деревянного зодчества. Использование экспонатов музея позволяет расширить возможности образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса.

Обществознание. «Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском». Урок предполагает организацию деятельности обучающихся с экстерьером храма Вознесения Господня в селе Коломенском. Материал урока раскрывает такие элементы содержания образования, как «материальная и духовная культура, их взаимосвязь», «роль религии в жизни общества».

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Учебный день в Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII века» для 7-9 классов/

7-й класс

История. «Особенности усадебной культуры и быта России второй половины XVIII века». Урок предполагает использование материалов постоянной экспозиции музея-усадьбы «Кусково» по изучению вопросов темы «Особенности усадебной культуры и быта России второй половины XVIII века». На уроке организуется самостоятельная практическая работа семиклассников. Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них универсальных учебных действий.

ИЗО. «Природа и архитектура. Русская усадебная культура XVIII века. Кусково». Урок проходит в Государственном музее керамики и музее «Усадьба Кусково XVIII века». Условия музея позволяют проводить исследовательскую деятельность, направленную на целостное рассмотрение русской дворянской усадьбы: её жизни и быта, гармонии природы и архитектуры, взаимоотношений человека и пространства, определение её значимости для русской культуры.

Французский язык. «Парки усадьбы «Кусково». Обучающиеся исследуют особенности проектирования, элементы ландшафтного парка − регулярного и пейзажного, расширяют лексический запас по теме урока. Урок интегрирован с предметами «Изобразительное искусство», «Математика», «История», «География».

Английский язык. «Добро пожаловать в Кусково!». На уроке школьники знакомятся с живописью и архитектурой России и Европы XVIII века, биографиями исторических деятелей и художников-портретистов XVII–XVIII вв., усвоение тематической лексики и речевых образцов для описания помещений, картин, предметов интерьера дворца в устной и письменной форме.

8–9-й класс

Химия. «Тайна фарфора». Использование экспозиции постоянной выставки «Русский фарфор XVIII–XX вв.» в Американской оранжерее музея «Усадьба Кусково XVIII века» позволяет расширить возможности образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса.

История. «Особенности усадебной культуры и быта России второй половины XVIII века». Урок предполагает использование материалов постоянной экспозиции музея-усадьбы «Кусково» по изучению вопросов темы «Особенности усадебной культуры и быта России второй половины XVIII века». На уроке организуется самостоятельная практическая работа семиклассников. Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них универсальных учебных действий.

Французский язык. «Парки усадьбы «Кусково». Обучающиеся исследуют особенности проектирования, элементы ландшафтного парка − регулярного и пейзажного, расширяют лексический запас по теме урока. Урок интегрирован с предметами «Изобразительное искусство», «Математика», «История», «География».

Английский язык. «Добро пожаловать в Кусково!». На уроке школьники знакомятся с живописью и архитектурой России и Европы XVIII века, биографиями исторических деятелей и художников-портретистов XVII–XVIII вв., усвоение тематической лексики и речевых образцов для описания помещений, картин, предметов интерьера дворца в устной и письменной форме.

Испанский язык. «Волшебный мир русской усадьбы». На уроке школьники знакомятся с жанрами живописи и архитектурными стилями России и Европы XVIII века, названиями предметов интерьера дворца Кусково, историей семьи Шереметевых; у них формируется навык самостоятельного описания помещений, картин и предметов интерьера дворца с использованием изученных терминов и речевых образцов в устной и письменной форме.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции Музея обороны Москвы

9-й класс

История. «1941: рождение Победы?». Музей обороны Москвы – место, где экспонаты говорят сами за себя, создавая грандиозную картину Московской битвы. Здесь школьники смогут провести настоящее историческое исследование и узнать о том, как рождалась победа над сильным и опасным врагом.

Математика. «Круговая оборона». Изучение материала предмета «Геометрия» проходит на историческом фоне защиты Москвы от воздушных налётов врага во время Великой Отечественной войны. На уроке учащиеся усвоят термины и выведут формулы геометрии, используя в качестве наглядных пособий экспонаты музея – настоящую военную технику, макеты боевых самолётов и схемы обороны столицы. Они используют полученные знания при решении реальных боевых задач, которые в своё время приходилось решать защитникам Москвы.

Обществознание. «Если Родина в опасности – Значит, всем идти на фронт…» (В. Высоцкий). На примере событий истории проведения мобилизации в начале Великой Отечественной войны и формирования московского народного ополчения, примерах героизма советских солдат раскрываются такие понятия, как «долг», «совесть», «моральная ответственность», «гражданственность», «патриотизм».

Химия. «Металлы на войне». Воссозданная с помощью подлинных предметов и оригинального архитектурно-художественного решения экспозиция Музея обороны Москвы поможет учащимся понять, что остановило у стен Москвы лучшие силы самой мощной в то время армии. На занятии в музее учащиеся получат практическое применение своим знаниям по теме «Общие свойства металлов» и дополнительные знания по истории Отечества.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции

Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева

6 класс

Биология. «Где один гриб, там и другой!». Урок посвящен многообразию царства «Грибы». Возможности музея позволяют изучить представителей высших грибов в условиях, приближенных к естественным. Учащиеся научатся различать съедобные и ядовитые грибы, выявлять наиболее опасные из них, получат возможность обогатить свои знания о роли грибов в биосфере, узнают правила сбора грибов.

Изобразительное искусство. «Стилизация изображений животных». На уроке учащиеся самостоятельно анализируют и последовательно выполняют рисунок животного, а также знакомятся с понятием «стилизация» – одним из способов отражения окружающей действительности. Урок предполагает формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, даёт представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении.

Рабочий лист группы 1. Рабочий лист группы 2.

География. «Растительный и животный мир природных зон России». На уроке школьники познакомятся с особенностями растительного и животного мира различных природных зон.

Рабочий лист. Методические рекомендации к уроку географии

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции

Московского государственного зоологического парка

6-й класс

Литература. «Образ слона в народных сказках». На базе павильона «Слоны» Московского зоопарка обучающиеся знакомятся со сказками народов мира о животных, в которых присутствует образ слона. В ходе групповой работы ученики получают возможность обобщить свои знания о сказках про животных, учатся работать с текстом сказки, выражать своё отношение к прочитанному, описывать сюжет и героев сказки, анализировать художественные образы.

Изобразительное искусство. «Анималистический жанр. Часть 1» (тёплое время года), «Анималистический жанр. Часть 2» (холодное время года). Урок построен с использованием квест-технологии. В ходе урока, проходя маршрут и отвечая на вопросы, обучающиеся самостоятельно находят и систематизируют информацию о животных и птицах зоопарка, изучают их особенности. Занятие направлено на совершенствование умения рисовать животных, на углубление знаний об индивидуальном строении тела животного, их окраске.

Английский язык. «Звери и птицы Московского зоопарка». Интегрированный урок английского языка с биологией предполагает знакомство с внешними признаками, кормовой специализацией и средой обитания животных и птиц.

Рабочий лист (для холодного времени года)

7-й класс

Биология. «Покорители вод». Обучающиеся самостоятельно знакомятся с экспозицией, формулируют исследовательские задачи, проводят наблюдения и аргументированно делают выводы. В качестве продукта урока разрабатываются стратегии мероприятий и прогнозируются последствия экологической ситуации с интродуцированными видами и морскими коньками.

География. «Сокровища Московского зоопарка». Московский зоопарк – настоящая сокровищница: только здесь можно увидеть редкие виды животных. Продуктом урока является составление атласа «Млекопитающие Старой территории» и (дополнительно) выполнение практико-ориентированного задания.

География. «Пернатые сокровища Большого пруда». Московский зоопарк – настоящая сокровищница: только здесь можно увидеть редкие виды животных. Территория Московского зоопарка занимает большую площадь, и для знакомства со всеми животными требуется значительное время. Поэтому предлагается начать с Большого пруда. Какие же пернатые сокровища можно обнаружить здесь?

Математика. «Статистические данные в таблицах». «Поиск информации в таблицах». На уроке обучающиеся работают в группах. В соответствии с полученными заданиями члены группы находят среди обитателей зоопарка представителей определённого класса (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся) и собирают данные о них. Каждая группа составляет таблицы, в которые вносит полученную информацию.

Английский язык «Птичья радуга». Интегрированный урок английского языка с биологией предполагает знакомство с внешними признаками, кормовой специализацией и средой обитания животных и птиц.

Английский язык «Чудо-птица». Интегрированный урок английского языка с биологией предполагает знакомство с внешними признаками, кормовой специализацией и средой обитания птиц.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции

Государственного музея – культурного центра «Интеграция» имени Н. А. Островского

9-й класс

Литература. «Московскими переулками в Пушкинский круг. Путешествие в XIX век». Урок-квест – самостоятельное путешествие учащихся по городу с путевыми листами в поисках памятников истории – домов пушкинской эпохи. Все указанные адреса – памятные места, где жили или бывали люди пушкинского круга, неоднократно посещавшие литературно-музыкальный салон княгини З. А. Волконской на Тверской улице (ныне – Тверская, 14).

История. «Экспедиция в 30-е годы». На уроке школьники смогут погрузиться в атмосферу СССР 30-х годов XX века. Урок проводится в мемориальных комнатах с максимальным привлечением подлинных экспонатов. Основная задача урока − погружение детей в эпоху 30-х гг. через музейные предметы (предметы быта, книги, документы), а также создание исторического контекста, необходимого для понимания основной темы урока.

Обществознание. «Равные среди равных». В ходе урока школьники смогут узнать о судьбах и выдающихся достижениях людей с ограниченными возможностями и особенностями здоровья в различных сферах деятельности: при прохождении военной службы, в спорте и творческой деятельности. Такую возможность предоставляет экспозиция музея, где абстрактные выкладки преобразованы в конкретные судьбы наших современников-инвалидов.

Литература. «Золотой век. Поэты пушкинской поры в салоне княгини З. А. Волконской». В экспозиции музея создана атмосфера салона первой трети XIX века. Школьники станут гостями салона, в котором в объявленный день без специального приглашения собирается группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Фрагменты романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», предметы «с историей», игра в шарады позволят обыграть особый интерес к истории России в салоне княгини Зинаиды Волконской.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, старший методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно»

5 класс

Информатика. "Кодирование информации"История кодов и шифров – это многовековая история поединка между создателями шифров и теми, кто их взламывает, интеллектуальная гонка вооружений, которая оказала немалое влияние на ход истории.

Во время урока, посвященного теме «кодирование информации», обучающиеся познакомятся с шифрами, применявшимися во времена Екатерины II, а также попробуют сдать экзамен настоящему тайному агенту.

История."Источники знаний о прошлом"Посетив первый зал Детского музея, обучающиеся получат много новых знаний об истории Царицына, познакомятся с интересными фактами, узнают о ключевых событиях, происходивших в этой местности. Школьники научатся различать типы исторических источников, отличать факты от вымысла, а благодаря интерактивным экспонатам поиск правильных ответов превратится в увлекательный квест.

География."План местности"Урок географии для 5–6 классов (начальный курс) – незабываемая познавательная прогулка-квест по территории музея-заповедника «Царицыно». Этот заповедный уголок привлекает живописностью ландшафта, величием архитектуры, обширным и великолепным пейзажным парком с прудами, который является уникальным памятником природы.
Цель урока – формирование у учащихся универсального навыка ориентирования на местности.

5 класс - при реализации АООП (интеллектуальные нарушения)

История, русский язык. "История "Царицына" Во время урока обучающиеся познакомятся с историей музея «Царицыно», потренируются в смысловом чтении, научатся выстраивать даты в хронологическом порядке, строить различные по цели высказывания предложения, образующие связный текст.

Математика. "Геометрические фигуры в архитектуре "Царицына".Во время урока обучающиеся познакомятся с историей Хлебного дома в «Царицыне», получат общие представления о выпечке хлеба, потренируются в распознавании геометрических фигур, в решении арифметических задач и в смысловом чтении.

Природоведение."Холмы, овраги,равнины" «Царицыно» – уникальный ландшафтный парк, в котором обучающиеся смогут увидеть перепады высоты местности, изучат формы поверхности земли, рассмотрят овраги, холмы, равнины.

7 класс

История. «Золотой век Екатерины Великой». Урок проходит в залах постоянной экспозиции ГМЗ «Царицыно» «Екатерина II. Золотой век Российской империи». Учащиеся работают в группах, концентрирующихся на одном из аспектов темы урока: личности и жизненном пути Екатерины II, внешней и внутренней политике, веке Просвещения в России. Школьники исследуют представленные в музее произведения живописи, графики, предметы декоративно-прикладного искусства и документы, воссоздающие исторической фон эпохи.

Биология. «Птичье питание». Урок, посвящённый царицынским птицам, начинается в оранжереях в окружении экзотических растений. Среди них зимуют наши птицы. Зачем же они улетают из благодатных южных стран на север? Выяснить это обучающимся предстоит во время прогулки по парку, в котором можно встретить птиц – певчих, водоплавающих, обычных городских. У каждой из них – своё любимое меню, причём особенности питания птицы напрямую связаны с её строением. Ребята узнают много об этих особенностях и о том, чем можно кормить птиц и когда это стоит делать.

Изобразительное искусство. «Скульптура для дворца». В залах Среднего дворца Екатерины Великой (Оперного дома) школьники увидят как подлинные античные произведения, так и работы мастеров XVIII столетия из коллекции Музея-усадьбы «Останкино». Выполняя различные творческие задания, школьники узнают, что такое древнегреческий канон, в чём особенности материалов, с которыми работает скульптор, научатся понимать смысл и значение скульптурных произведений, «прочитывать» их сюжет.

Геометрия. «Измерения на местности». Интегрированный урок геометрии и географии проходит на территории Царицынского пейзажного парка.

Рабочий лист 1. Рабочий лист 2.

9 класс

Английский язык."Царицынский парк"Изучите историю уникального регулярного парка, расположенного рядом с Царицынским дворцовым комплексом. Узнайте, кто из российских правителей открыл парк для публичного посещения. Кем были построены парковые павильоны и для чего они использовались.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru


Учебный день в музее

5 класс

1. Информатика. «Кодирование информации»

2. История. «Источники знаний о прошлом»

3 География. «План местности»

Расписание занятий: среда-пятница 10:30, 11:15, 12:00

7 класс

1. Биология «Птичье питание»

2. Изо. «Скульптура для дворца»

3. Физика. «Плотность вещества»

Расписание занятий: среда-пятница 10:30, 11:15, 12:00

9 класс

1. Английский язык. «Царицынский парк»

2. Алгебра. «Алгебра и строительство»

3. Геометрия. «Геометрия и реконструкция»

Расписание занятий: вторник-пятница 10:30, 11:15, 12:00


Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции Государственного музея А. С. Пушкина

8-й класс

Литература. «Тройка, семёрка, туз. Раскрываем тайны повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Исследование учащимися подлинных музейных предметов позволит не только усвоить необходимые элементы содержания, но и ввести школьников в исторический контекст быта и культуры России первой трети XIX века, способствовать развитию их эмоций, зрительной памяти и эстетических вкусов, сделать урок незабываемым событием.

Русский язык. «Приют спокойствия… (Мир дворянской усадьбы I трети XIX века)». Школьников встретит старинная московская дворянская усадьба первой трети XIX века. Исследуя её устройство, архитектуру, элементы внешнего и внутреннего убранства, предназначение, знакомясь с укладом жизни её обитателей, учащиеся смогут значительно пополнить свой лексический запас, расширить кругозор, развить свою зрительную память и эстетические вкусы и просто получить большое удовольствие.

История. «Да, были люди в наше время... Отечественная война 1812 года». Урок построен на самостоятельном исследовании подлинных музейных предметов и экспозиции «Эпоха», посвящённой Отечественной войне 1812 года. Осмысление важных исторических событий позволит школьникам решить проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся и мотивирует их интерес к российской истории.

Контакты: Екатерина Николаевна Кирьянова, методист ГМЦ ДОгМ, kirianovaen@mosmetod.ru

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями в экспозиции ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей А. Н. Скрябина»

Путеводитель по музею

7 класс

Урок по обществознанию «Кто я?» Сами того не осознавая, мы являемся актёрами театральной сцены под названием «жизнь». Мы примеряем на себя самые разнообразные маски и в зависимости от них выстраиваем модели поведения. Кто мы и какие роли играем в жизни? Ответ на этот вопрос обучающиеся найдут на уроке.

Интегрированный урок по музыке и физике «Музыка и физика о цветовосприятии». В ходе урока обучающиеся познакомятся с творчеством выдающегося композитора-новатора рубежа XIX–XX веков А. Н. Скрябина, который мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств – музыки, танца, пения, архитектуры, живописи – и первым в мире придумал концепцию свето-цветозвука.

Урок по английскому языку «Урок в Мемориальном музее А. Н. Скрябина». Урок проводится на английском языке и посвящён жизни и творчеству великого русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина. Выполнив ряд увлекательных заданий, обучающиеся узнают некоторые сведения о биографии композитора, о модных стилях начала XX века, а также смогут окунуться в атмосферу повседневной жизни композитора в период с 1912 по 1915 год.

Урок по французкому языку «Александр Скрябин: цвет и музыка». Мемориальный музей Александра Скрябина в Москве хранит множество воспоминаний о жизни и творчестве этого гениального композитора. Обучающимся предстоит окунуться в эпоху Серебряного Века, чтобы раскрыть тайны жизни А. Скрябина: кто воспитал в нём любовь к музыке? Как он решился посвятить свою жизнь музыке? Чем увлекался? О чём мечтал? Исследуя предметы в музее, анализируя тексты, строя предположения, обучающиеся создадут ментальную карту, проиллюстрированную фотографиями, сделанными в ходе урока.

10 класс

Урок по французскому языку «Александр Скрябин: цвет и музыка». Мемориальный музей Александра Скрябина в Москве хранит множество воспоминаний о жизни и творчестве этого гениального композитора. Обучающимся предстоит окунуться в эпоху Серебряного века, чтобы раскрыть тайны жизни А. Скрябина: кто воспитал в нём любовь к музыке? Как он решился посвятить свою жизнь музыке? Чем увлекался? О чём мечтал? Исследуя предметы в музее, анализируя тексты, строя предположения, обучающиеся создадут хронологическую ленту времени, проиллюстрированную фотографиями, сделанными в ходе урока.

Урок по английскому языку «Sincerely yours, A.N. Scriabin». Возможны ли путешествия во времени? Конечно, да! Каким был быт в начале XX века, как выглядели привычные нам вещи 100 лет назад, какие стили и направления в интерьере и искусстве были особенно популярны в эпоху Серебряного века? Ответы на эти вопросы обучающиеся смогут узнать через знакомство с личностью А. Н. Скрябина и интерьером его квартиры.

Урок по литературе «Поэзия Серебряного века. Символизм и футуризм». Эпоха Серебряного века – удивительное время невероятного подъема русской культуры в конце XIX – начале XX века. Этот период был особенно богат на разнообразие стилей и направлений в искусстве. Самыми яркими течениями в литературе стали символизм и футуризм. Мемориальный музей А. Н. Скрябина был основан 100 лет назад, в нем практически ничего не изменилось за целый век. Музей является, как и сам Александр Николаевич, ярчайшим отражением эпохи Серебряного века, и именно здесь обучающимся предлагается познакомиться с символизмом и футуризмом и их представителями.

Урок по истории «...А. Н. Скрябин – явление Серебряного века...» В Мемориальном музее А. Н. Скрябина сохранилась подлинная типичная обстановка городской квартиры конца XIX – начала XX века и неповторимая атмосфера, в которой творил композитор. Обучающимся предстоит познакомиться с одним из периодов жизни и творчества яркого представителя русской культуры Серебряного века, исследовать его биографию и творчество, раскрыть понятия «явление», «Серебряный век», подобрать примеры. Полученную информацию предлагается представить в виде аргументов в таблице. Альтернативным итогом работы могут стать практико-ориентированные задания.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями в экспозиции ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова»

10 класс

Урок обществознания «Искусство». Многие считают, что искусство − необязательная добавка к этой сложной, суматошной жизни; что есть уныло-скучное искусство или броско-скандальное. Если вы познакомитесь с творчеством И. С. Глазунова, вы, наверное, согласитесь с тем, что искусство есть сама концентрированная жизнь с болью, радостью, удивлением, любовью и возмущением, настоящим потрясением.

Урок истории в экспозиции «Музей сословий России» «Благородное сословие. На государевой службе и в быту». На основе материалов экспозиции обучающимся предлагается познакомиться с важнейшими аспектами жизни русского дворянства в XVIII–XIX веках.

Урок математики «Математика среди картин Ильи Глазунова». На уроке обучающихся ждёт встреча с творчеством величайшего художника современности. Обучающиеся получат возможность с помощью школьных математических знаний самостоятельно исследовать особенности конструктивных и декоративных элементов здания, автором которых является Илья Глазунов.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями в экспозиции ФГБУК «Государственный центральный музей кино»

8−9 класс

Урок русского языка и литературы «Стили речи». Работая с текстами исторических документов и видеофрагментами художественных фильмов, обучающиеся познакомятся с различными стилями речи русского языка, смогут выделить их черты и особенности, а также попрактикуются в составлении собственных сообщений в различной стилистике.

Урок физики «Типы и свойства линз». Во время урока обучающиеся познакомятся с подлинными образцами докинематографической и ранней кинематографической техники. Используя интерактивный макет «волшебного фонаря», они экспериментальным путем узнают, какой тип линз используется в диапроекторе. Изучив видеофрагменты кинофильмов, выяснят, как выбор того или иного объектива влияет на изображение. Выполняя кейс-задание, школьники смогут ощутить себя в роли главного оператора художественного фильма.

Урок истории «Исторические источники и работа с ними». В ходе урока обучающиеся познакомятся с разными видами исторических источников, научатся их различать. Продуктом урока станет сравнительная таблица, составленная школьниками на основе анализа достоинств и недостатков различных видов исторических источников.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями в экспозиции ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

10–11 класс

Урок литературы «Жизнь и творчество Марины Цветаевой в период 1892–1922 гг.». Работая на экспозиции мемориальной квартиры, учащиеся узнают основные факты из жизни Марины Цветаевой в историческом контексте, прочитают ее стихотворения, попробуют по-новому взглянуть на тему «быта и бытия» – понять, как соотносятся реальный мир и поэзия Цветаевой. Итоговым продуктом урока является создание плана экскурсии по квартире.

Урок истории «Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Судьба в истории». На основе материалов экспозиции обучающимся предлагается познакомиться с важнейшими аспектами жизни Марины Цветаевой и её семьи, а также с историческими событиями, связанными с её судьбой и творчеством. Продуктом урока станет создание инфографики, отражающей связь судьбоносных событий в биографии Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с их личным выбором.

Урок немецкого языка «Во мне много душ. Но главная моя душа – германская». Урок предназначен для изучающих немецкий язык на уровне B1-B2 (по Общеевропейской шкале языковой компетенции) и посвящён жизни и творчеству Марины Цветаевой. Обучающиеся смогут не только пройти по комнатам старинного дома, но и уловить дух времени, в котором жила и творила Цветаева. Задания урока позволят окунуться в беззаботное детство, стать свидетелями счастливой эпохи цветаевского Борисоглебья и почувствовать вместе с поэтом одиночество и отчаяние последнего периода творчества. На всех этапах жизни Марины Цветаевой особую роль играла Германия, и все они сложатся к концу урока в своеобразную картину – мозаику души поэта.

Урок английского языка «Marina Tsvetaeva. Lost in Translation». В ходе урока обучающиеся смогут развить навыки чтения и говорения, научатся применять новую лексику, узнают, с какими трудностями сталкиваются переводчики поэтических текстов, а также обсудят взаимосвязь музыки и поэзии. Продуктом урока станет отзыв на перевод стихотворения Марины Цветаевой.

Урок французского языка «Марина Ивановна Цветаева и её кумиры». «Душа от всего растёт, больше всего же – от потерь». Эти слова лейтмотивом тянутся на протяжении всей жизни Марины Ивановны Цветаевой. В творчестве Марины Цветаевой раскрываются её чувства и настроения, её интересы и увлечения. С раннего детства Цветаева прекрасно знала языки и с одинаковой лёгкостью читала и даже писала стихи как на русском, так и на французском и немецком языках. Кто повлиял на становление великого поэта, вы узнаете, изучив экспозицию музея и отвечая на вопросы урока.

В помощь учителю:

«Гоголь: Последние дни. Душа живая»

«Гоголь: сожжение рукописей»

Статья В.А. Воропаева "Тайна смерти Н.В. Гоголя"

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями в экспозиции ГБУК «Дом Гоголя»

8 класс

Урок литературы «Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть». В ходе проведения урока в музее, посвящённого жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя, учащиеся могут ознакомиться с кабинетом, в котором писал Н. В. Гоголь, с комнатой, в которой пьеса «Ревизор» читалась автором, а также смогут увидеть первых исполнителей главных ролей Городничего и Хлестакова. По итогам работы групп может быть проведена классная конференция «Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть».

Урок английского языка «Путешествия Н. В. Гоголя». Путешествия занимают важное место в биографии Н. В. Гоголя и являются значимой темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Гоголь стихи? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Урок французского языка «Путешествия Н. В. Гоголя». Путешествия занимают важное место в биографии Н. В. Гоголя и являются значимой темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Чем занимал себя в долгом пути? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Н. В. Гоголь сказки? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Урок обществознания «Нравственные константы личности». Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решения каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши нравственные ценности, являющиеся своеобразным внутренним компасом, с которым необходимо сверять все шаги. Именно нравственные ценности личности определяют, каким будет общество, безопасно ли и комфортно ли будет в нём жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями. Урок «Нравственные константы личности» даст возможность поразмышлять на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями на основании этического анализа жизни, духовной прозы и писем Н. В. Гоголя. В результате коллективной творческой работы обучающихся в Доме Н. В. Гоголя получится интересный музейный продукт – интеллект-карта (портрет) «Прекрасный человек» как нравственно-эстетический идеал Н. В. Гоголя.

9 класс

Урок литературы «Мёртвые души. Разговор по душам». Урок построен в форме практического занятия с элементами поисково-исследовательской деятельности и дискуссии. Выполняя задания рабочего листа, учащиеся знакомятся с историей создания «Мёртвых душ», нравственной проблематикой поэмы, спецификой жанра. Центральный вопрос урока: как Гоголь определял идейный смысл своего произведения и как понимали поэму его современники? Конфликт между замыслом автора и восприятием поэмы современниками является концептуальным ядром, вокруг которого выстроен урок.

Урок истории «Н. В. Гоголь: судьба и творчество». Интегрированный урок истории и литературы. Урок построен на исторической биографии Н. В. Гоголя: петербургский период, итальянский период, московский период, смерть писателя. Творческая история произведений Н. В. Гоголя. Культурная и общественная жизнь России середины XIX века, западники и славянофилы, реализм в русской литературе, православие.

Урок обществознания «Социальные статусы и роли героев Н. В. Гоголя». Посетив мемориальный музей «Дом Н. В. Гоголя», в создании которого принимали участие не только историки, но и художники, дизайнеры и декораторы, обучающиеся получат возможность узнать биографию Н. В. Гоголя, особенности творческих приёмов писателя, а также ответить на вопросы, в частности, почему герои Гоголя узнаваемы по сей день; как его персонажи воспроизводят систему самых различных социальных слоёв России 1-й половины XIX века и многие другие. Ребята окунутся в атмосферу николаевской России, историческая сущность которой сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое».

Урок французского языка «Путешествия Н. В. Гоголя». Путешествия занимают важное место в биографии Н. В. Гоголя и являются значимой темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Чем занимал себя в долгом пути? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Н. В. Гоголь сказки? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Урок английского языка «Путешествия Н. В. Гоголя». Путешествия занимают важное место в биографии Н. В. Гоголя и являются значимой темой его творчества. Как путешествовал великий писатель? Как поддерживал связь с друзьями и делился с ними своими идеями и мыслями? Является ли произведение «Мёртвые души» поэмой? Писал ли Гоголь стихи? На эти вопросы вам предстоит ответить, а также примерить на себя роль путешественника XIX века и написать письмо своему другу о новом сюжете, навеянном дорожными приключениями.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями

11 класс

Урок литературы Москва 1920–1930-х годов в романе «Мастер и Маргарита». Интегрированный урок по литературе и истории посвящен одному из сюжетно-повествовательных пластов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы увидим современную для автора Москву и попытаемся понять, какой хотел запечатлеть столицу писатель. Узнаем, что скрывалось за суматохой советских учреждений и какие порядки царили на коммунальных кухнях. Подумаем, как военный коммунизм изменил городских обывателей и что привнес НЭП. Познакомимся с Аннушкой Чумой и реальными прототипами героев. Узнаем истории жителей дома по Большой Садовой 10 и выясним, почему квартира № 50 стала «нехорошей».

Урок английского языка "Урок в музее М. А. Булгакова". Для знакомства с историей музея обучащиеся читают вступительный текст, выполняют тестовое задание. Далее они изучают экспозицию музея и заполняют рабочие листы. Продуктом урока является рецензия на роман «Мастер и Маргарита», написанная в форме эссе.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями на экспозиции

Государственного музея – культурного центра «Интеграция» имени Н. А. Островского

9-й класс

История. «Умное дело» Ивана Дмитриевича Сытина». Известно, что к началу XX столетия четверть всех выпускаемых в стране печатных изданий выходила из типографий И.Д. Сытина. Обучающимся предстоит познакомиться с материалами экспозиции и узнать, каким образом Ивану Дмитриевичу Сытину в условиях пореформенной России удалось стать одним из успешных и передовых людей конца XIX – начала XX века. В завершение урока обучающиеся попытаются объяснить смысловое значение метафоры, заключенной в названии урока. Полученную информацию нужно представить в виде инфографики «От лубочной книжной торговли до книгоиздательской фирмы».

Обществознание. «И.Д. Сытин: от крестьянина до издателя». Иван Дмитриевич Сытин – человек уникальной судьбы, сделавший себя сам. Будущий книгоиздатель, родившийся при крепостном праве, сумел пройти путь от полуграмотного крестьянского сына до одного из передовых просвещенных людей России конца XIX века. Обучающимся предлагается, исследуя биографию И.Д. Сытина, на примере его судьбы раскрыть значение терминов «социальная мобильность», «социализация», «социальные статусы», «социальные роли», «семейные ценности». В завершение урока обучающиеся должны раскрыть смысловое значение одного из высказываний Максима Горького: «…Мне хорошо известно, как чудовищно труден путь этих выходцев из народа». Полученную информацию предлагается систематизировать в форме интеллект-карты «И.Д. Сытин: от крестьянина до издателя».

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями

6-й класс

Русский язык. «Во вкусе умной старины…» Описание интерьера первой трети XIX века». В обстановке старинного дома В. Л. Пушкина, в интерьерах XIX века, в кругу неизвестных, удивляющих своей красотой и историей бытования предметов учащиеся знакомятся с новыми словами, понятиями, выражениями далёкой эпохи, тем самым расширяя свой словарный запас, знания в области истории и искусства. Продуктом урока будет написание сочинения – описания одного из интерьеров музея (Угловой залы, Гостиной, Столовой, Кабинета).

Технологии. «Особенности предметов интерьера первой половины XIX века на примере экспозиции Дома-музея В.Л. Пушкина». Урок посвящен изучению особенностей предметов интерьера первой половины XIX века на примере экспозиции Дома-музея В.Л. Пушкина. Задания способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них универсальных учебных действий. Самостоятельную работу предваряет постановка учебной задачи. Задания распределены по рабочим листам, которые могут оформляться в процессе групповой или индивидуальной работы. В ходе урока предполагается: самостоятельное изучение учебного материала обучающимися, обсуждение, взаимная оценка и самооценка результатов работы. Продуктом урока являются практико-ориентированные задания с дальнейшей презентацией обучающимся своей проектной работы.

Французский язык. «Приглашение на светский вечер Приглашение на светский вечер». Экспозиция дома-музея Василия Львовича Пушкина познакомит вас с укладом жизни дворянской семьи в Москве XIX века. Вы узнаете, как проходили светские вечера, какие наряды были в моде, почему многие дворяне говорили на французском лучше, чем на русском, и как они учили иностранные языки, а также попробуете собственные силы в создании рифмы и написании благодарности гостеприимным хозяевам светского вечера.

Методические разработки уроков для самостоятельного проведения учителями

10-11-й класс

Интегрированные уроки по литературе, истории и обществознанию. «Путешествие длиною в жизнь. Жизненный и творческий путь С.А. Есенина». Урок предполагает использование материалов постоянной экспозиции дома-музея С.А. Есенина в Замоскворечье для изучения жизненного и творческого пути поэта. На занятии организуется самостоятельная поисково-исследовательская работа ребят. Итогом коллективной исследовательской работы станет определение основных тем творчества Есенина и этапов формирования его личности, а также составление ментальной карты.